Персональные инструменты
Счётчики

Speedrun

Материал из Lurkmore
Перейти к: навигация, поиск
«

Скоро только кошки родятся!

»
Остап Бендер негодуэ
«

Кто-то жрет таблетки, а кто-то колется, Я лично бухаю, но могу ускориться.

»
Шнур поощряэ сабж

Speedrun (рус. Спидран, надм. Скорость бега) — специальный вид спорта задротства, представляющий собой прохождение любой игры на скорость. Зародилось сиё явление давным-давно и неизвестно кем. Сейчас имеет огромное распространение в различных околоигровых сообществах, тытрубе и твиче

Содержание

[править] Суть

 
b
Magnify-clip.png
Так выглядит среднестатистический Any%. Багоюзинг и прочие непотребства прилагаются
b
Magnify-clip.png
Спидранер прошёл Марио, даже не играя в него. А вам слабо? Канонiчный пример Low%
b
Magnify-clip.png
А это уже требует реальных усилий и выдержки. 100% спидран со всеми боссами
b
Magnify-clip.png
Уже не труъ, ибо засчитано только внутриигровое время. Категория Segmented

На первый взгляд, это тот же летсплей — запись геймплея, которая сопровождается гнусавыми комментариями исполнителя, а то вовсе без них. Но стоит отметить одно НО, без которого спидран и не был бы спидраном: игра проходится за один присест и в несколько раз быстрее, чем она задумывалась. У любого, кто лицезреет сей акт, случится самый настоящий разрыв шаблона, ведь он помнит, как в своё время угрохал 60 часов на то, чтобы пройти Dragon Age, а тут какой-то задрот пробежал её за полтора часа. В общем, если вы захотели поиграть в игру на YouTube, то этот жанр видео явно не для вас — спидранер будет всячески скипать катсцены и важные диалоги, дабы не тратить драгоценное время.

Зачастую наполнены настолько терминальным багоюзерством, что сложно понять, как вообще кто-то в здравом уме мог ТАКОЕ найти. Нередко новые способы прохождения находятся через несколько лет после выхода игры[1].

Однако при всём при этом строго-настрого запрещено использовать читы, трейнеры и некоторые консольные команды. Все записи, регистрируемые как на SDA[2], так и на speedrun.com, проверяются независимой группой экспертов на предмет нечестной игры.

Существуют два основных типа спидранов:

  • Single segment — то есть забег за один присест. Самый распространённый вид сабжа, потому как в нём спидранер должен пройти всю игру разом, не отвлекаясь ни на что. Засчитывается всё время рана, без пауз на загрузки и катсцены.
  • Segmented — по сегментам. В некоторых играх есть свой собственный таймер с минутами и секундами, который может остановиться во время загрузок, а то и вообще отсчитывать время прохождения каждого уровня по отдельности. Популярностью не пользуется, ибо не труъ. Ярчайшим примером такой игры может послужить старый добрый Серьёзный Сэм. Однако существуют игры, где в силу технических особенностей возможен только этот тип рана[3].

В свою очередь, эти группы делятся ещё на несколько основных категорий:

  • Any%

Или «на любой процент». Суть прохождения заключается в том, чтобы просто пробежать игру как можно быстрее с момента нажатия кнопки «start» и до финальных титров. В момент начала финального ролика таймер останавливается, а сам ролик не пропускается, ибо уже нет в этом смысла. От игрока не требуется всех спасать, собирать всё, что не так лежит, убивать всех боссов и вообще отвлекаться на всякие мелочи. Очень часто спидранер забегает за пределы карты, проваливается сквозь стены, стреляет из базуки себе под ноги, взлетает в стратосферу, пропускает кучу уровней и вытворяет прочие непотребства с игрой, генерируя у честных игроков жуткую попоболь, а у остальных и вовсе, ввиду происходящей НЕХ на экране, тонны кирпичей. Поэтому для каждой игры было создано ещё несколько подкатегорий. Тысячи их.

  • Low%

Или на «низкий процент». В отличие от any% нужно не просто добежать до конца как можно быстрее, но еще и игнорировать все аспекты игры, которые увеличивают «процент». Например, для игры Shovel Knight low% категория запрещает использовать улучшения, которые увеличивают процент прохождения игры. Из-за таких ограничений low% спидраны медленнее, чем any%.

  • 100%

Игры проходятся абсолютно полностью, на 100%, хотя иногда бывает аж на целых 105%, а то и на 117%[4]. Спидранер может также пользоваться целым спектром игровых багов на свой вкус и цвет, но собрать-таки он должен всё и везде — главное, чтоб внутриигровая статистика засчитала все возможные проценты. Эта категория — самая продолжительная по времени из всех, из-за чего пользуется наименьшей популярностью у бегунов, а те, кто всё же проходит всю игру так, получают неимоверный респект в своих кругах.

  • Blind

На самом деле имеют отношение к спидранам такое же, как и пингвины к птицам. Суть в том, чтобы пройти впервые запущенную игру как можно быстрее.

[править] Откуда взялось?

Нет точной информации, где и когда зародилось это явление, однако:

  • Очень популярна версия, что самый первый спидран был сделан в 1994 году по игре Doom.
  • По другой версии, это была серия видео Quake Done Quick, которые были сняты в 1997 году, как не сложно догадаться, по игре Quake, которую умельцы умудрились пробежать за 20 минут.
  • Наконец, третья версия — спидраны появились вместе с Метроидом, в котором существовали поощрения игроков за их небывалые навыки.

В дальнейшем был создан отдельный сайт, посвящённый записям скоростных прохождений. С развитием видеохостингов и появлением стриминговых площадок мастеров-бегунов становилось всё больше, что поспособствовало созданию специализированных сообществ по общим интересам.

[править] Спидранерские сообщества

Так как спидран — это своеобразный вид киберспорта, то ему не чужды различные лиги — сообщества, в которых проводятся марафоны. Суть любого спидранерского марафона такова: на твич-канале того или иного сообщества на протяжении нескольких дней круглосуточно ведётся трансляция марафона. У каждого такого мероприятия есть своё расписание с указанием названия игры, платформы, версии, категории рана, естимейта (см. теорию) и никнейма бегуна. Игры на марафон и категории выбирают сами участники, когда подают свои анкеты на участие, одмины лишь могут подтвердить или отказать им. Но самой главной особенностью сих мероприятий является благотворительность — насобирать побольше донатов на борьбу с раком/чумой/беспризорностью/жестоким обращением к чему-либо/другими страшными вещами (нужное подчеркнуть). И таких сообществ существует дохуя: национальные, интернациональные, мировые, континентальные, тематические и т. д. Ниже представлены лишь самые известные из них.

 
Влажная мечта любого спидранера

Влажная мечта любого спидранера

Лига Европы

Лига Европы

[править] Games Done Quick (AGDQ/SGDQ)

Высшая лига спидранеров со всего мира. Проводят марафоны 2 раза в год: летом (Summer GDQ) и зимой (Winter Awesome GDQ), где собирают донаты на борьбу с раком. Является самым крупным, самым известным и самым респектовым сообществом спидранеров. Каждый бегун мечтает туда попасть если не в качестве участника, то хотя бы чтобы посидеть в прямом эфире на одном диване вместе с более опытным участником марафона и поддержать его. Сам марафон проводится в СШП и длится 10 дней 24/7. Изюминкой мероприятия является TAS-блок — специальной блок в расписании марафона, когда публике представляют ВНЕЗАПНО робота-спидранера, собранного из всяких консолей, джойстиков и прочего говна. Но он не просто проходит игры на скорость, как это делают все, а ломает их, всячески издевается над программным кодом, а может и вовсе начать играть в Portal на нинтендо, и даже звонить по скайпу с него.

[править] European Speedrunner Assembly (ESA)

По сути, тот же GDQ, но только для рассовых эуропейцев. Кацапы и хохлы, кстати, относятся к ним же, так-то! Цель марафона та же — насобирать с крестьян побольше бабла, но на содержание беспризорных детишек в детских домах. А в остальном почти ничем не отличается, только труба пониже, да дым пожиже.

[править] В этой стране (GoldenSplit)

 
Ничего не напоминает?

Ничего не напоминает?

Нет, анон, это не то, о чём ты подумал!

Нет, анон, это не то, о чём ты подумал!

А это уже Двач

А это уже Двач

Селфи во время спидрана

Селфи во время спидрана

До недавнего времени всех русских спидранеров можно было пересчитать по пальцам одной руки, однако с развитием интернетов постепенно стали формироваться подобные сообщества и у нас. Самым крупным из них стал GoldenSplit, чей логотип кое-что напоминает.

Все началось с комментирования SGDQ-2015. Качество исполнения оставляло желать лучшего — каждый комментатор обладал своим набором дефектов речи и дурных привычек, как то: картавость, манерность, гоготание, словесный понос, дёргание на кресле, тонкое чувство юмора или всё вместе взятое. Однако свой профит был даже у такой совершенно непрофессиональной команды — русское школиё наконец узнало, что, помимо Доты и КС, существует ещё тысячи игр, способных вызвать спортивный интерес, несмотря на их древность. Ну и сами спидранеры поняли, что они не одиноки в своих специфических вкусах, и начали выходить из подполья.

Вскоре, помимо ретрансляций со скудными комментариями, GS начали сами запускать свои стримы с нашими спидранерами. В общем, дела у ребят пошли в гору, и в конце концов, внезапно, они запилили собственный GDQ с партнёрами и благотворительностью. Но, правда, не такой пафосный, как хотя бы даже ESA — без аренды специального помещения, профессиональных камер, приглашённых гостей и всего прочего. Такие дела.

[править] Краткий курс

Если ты, мой юный друг, всё же воодушевлён идеей тоже проходить игры на скорость и съездить на GDQ, чтобы лично повидать Кодзиму, то тебе необходимо знать следующие основы, о чём будет написано ниже.

[править] Теория

Основные понятия 
Без знаний лексикона бегунов ты так и дальше не поймёшь, что вообще происходит на экране, почему спидранер пошёл не туда, куда надо, и каким образом у него вышел такой трюк.
  • Run (ран) — забег, прохождение. Однократное прохождение игры с замером времени, а также запись такого прохождения. Слово «run» также применимо и к отдельным играм не в плане спидранинга, например «The Binding of Isaac», «Spelunky» и пр. Соответственно, speedrun — максимально быстрое прохождение.
  • Speedruner — спидранер, игрок, ранер, скорострелход. Человек, проходящий игру на скорость.
  • TAS/Tool Assisted Speedrun — скоростное прохождение игр с использованием эмуляторов и других инструментов для сверхчеловеческого уровня игры. Результатом является сохраненная в файл точная вплоть до кадра последовательность нажатий клавиш, при воспроизведении дающая по возможности идеальное прохождение. Cпидраннерством в прямом смысле не считается, так как максимально опирается на средства, в среде спидранеров не принятые. Тем не менее представители профильного комьюнити неоднократно демонстрировали свои работы на GDQ, в первую очередь с помощью робота-спидраннера TASBot, подающего нажатия кнопок на реальную консоль. Кроме того, из среды TAS порой заимствуются трюки, которые при живом прохождении никто не мог обнаружить.
  • HYPE — предвкушение, воодушевление. Ожидание эпичного события, радость по его поводу. В русском спидран-сообществе прижилось как АЖИОТАЖ.
  • Rage pause — пауза ярости. Пауза, нажатая под сильными негативными эмоциями, злостью, от неудачи на данном отрезке игры. Чаще всего сопровождается матом, что запрещено на многих спидранерских мероприятиях. В казуальном варианте часто встречается ragequit. Выход из игры с громкими криками и ломаньем аппаратуры.
  • Softlock — подвесить игру. Отличается от аппаратной ошибки тем, что игра функционирует нормально, но персонаж или необходимый предмет оказывается в такой позиции, что дальнейшее прохождение невозможно. Игру становится невозможно завершить, спидран на этом заканчивается.
  • Trick setup — подготовка к выполнению трюка. Последовательность действий, которые нужно произвести, чтобы успешно провернуть (pull off) особо сложный (pixel/frame perfect) трюк, который человеку почти невозможно исполнить с ходу.
  • Estimate — оценочное, предварительное время. Время, в которое должен уложиться скороход, чтобы оставаться в рамках графика марафона. Обычно на 10-20% больше личного рекорда (PB) у этого игрока.
  • Solid run — достойный, приемлемый забег (как противоположность — ruined run).
  • Trigger — триггер (отсюда и глагол «триггерить»). Активация чего-либо, а также место, проходя через которое ты активируешь действие, запрограммированное игрой, будь то игровая заставка, спавн (spawn — появление) чего-нибудь или смерть.
  • Cutscene — кат-сцена, игровой ролик, игровая заставка. Как правило, пропускается, если возможно.
  • Title screen — титульный экран, главное меню игры. После него и начинается сам спидран.
  • Game Time — игровое время. Внутриигровой таймер. В некоторых играх не подсчитывается время, проведенное в режиме паузы или, допустим, в окне загрузки; поэтому не является точным представлением реального времени, затраченного на прохождение. Подходит только для segmented-ранов.
  • Buffering — буферизация. Игра позволяет вам выставлять определённую последовательность действий за счет того, что персонаж не может выполнять некоторые действия одновременно. То есть, если вы нажмёте клавишу какого-то действия, пока происходит другое, то нажатие отправится в буфер памяти и будет выполнено, когда закончится первое[5].
  • Damage boost — ускорение уроном. Специально получить урон от противника или препятствия. В зависимости от механики игры позволяет ускориться или подпрыгнуть выше обычного за счёт отталкивания или же проскочить через врагов или препятствия во время кадров неуязвимости. Постоянно используется в ранах по Castlevania.
  • Death Warp — смертепорт. Специально умереть, чтобы сохранить время, появившись в точке респауна, расположенной ближе к цели. Как правило, используется для того, чтобы избежать долгого пути назад через уже пройденные локации. Это часто происходит в ранах по Crash Bandicoot.
  • Frame — кадр игры. Их количество в секунде составляют ваш fps (кадр в секунду). Интервал времени, с частотою в который происходит смена кадра и отклик игры (программы) на нажатие клавиш. Как правило, 1/60 или 1/30 секунды, в зависимости от игры, но бывают исключения.
  • Frame Advance — покадровое продвижение . На настоящий момент основная техника для создания TAS'ов. Позволяет задавать нажатие кнопки точно в требуемый кадр, чем и достигается идеальная точность исполнения.
  • Frame perfect — «точно в кадр». Действие, которое нужно совершить обязательно в определенный кадр, то есть идеально по времени.
  • Pixel Perfect — «в точку». То же самое, но чтоб прыгнул пиксель-в-пиксель. Такая техника — самое популярное явление во всяких Super Mario и прочих дендевских платформерах.
  • Invincibility frame — кадры неуязвимости. В некоторых играх (в основном в платформерах) при получении урона персонаж становится на короткое время неуязвимым. Как правило, сочетается с Damage Boost'ом.
  • Glitch — глич, глюк, баг. Непреднамеренная ошибка в игровом коде. Некоторые используются, некоторые бесполезны.
  • Input Lag — задержка сигнала/действия. Задержка между нажатием на клавишу/кнопку и видимым на экране результатом. Часто является проблемой оборудования, очень редко является результатом плохого написания игрового кода.
  • Lag — тормоза, лаг. Часто случается на приставках и на слабых компах из-за чрезмерного количества противников, или из-за угла камеры, или даже просто из-за того, что вы находитесь в определённых местах.
  • Lag Reduction — борьба с задержкой/лагом. Различные способы устранения тормозов для сохранения драгоценного времени, например убийство определённых врагов, смена угла камеры, предотвращение появления некоторых объектов/противников.
  • Luck-Based — основанный на удаче. Действия, успех которых напрямую зависит от RNG/рандома и из-за чего они непостоянны. Некоторые крайне чувствительные к исполнению трюки (к примеру, требующие несколько точных до доли секунды нажатий в определённом пикселе экрана) можно назвать «зависящими от удачи» из-за низкого шанса всё сделать правильно, хотя удача в этих случаях ни при чем.
  • Luck Manipulation — Повелитель Фортуны. Техника, суть которой в том, что игрок своими действиями в игре старается предопределить появление по идее случайных событий. В компьютерных играх, как и во всем компьютерном, не бывает случайностей, а закономерность, простая или сложная, есть всегда. В большинстве случаев опытный спидранер хорошо знает, где и как себя вести, чтобы максимально увеличить шанс желаемого результата. В прохождениях для TASBot'а все закономерности часто рассчитаны в точности, из-за чего уровень удачи порой превышает все разумные пределы.
  • Manipulation — манипуляция. Техника, при которой игрок выполняет действия, неявно влияющие на поведение игры. К примеру, во многих играх искусственный интеллект принимает решения исходя из действий игрока. Как правило, спидранер хорошо знает, как себя вести, чтобы противники оказывали минимум сопротивления, а то и попросту исчезали.
  • Mash (button mash) — мэшить. Усиленно и быстро нажимать клавиши в определенном или неопределенном порядке.
  • OoB/Out of Bounds — «вне карты». Выход за пределы карты.
  • Overflow/Underflow — обнуление/переполнение. Глич/баг, основанный на манипуляциях с памятью. Близкое понятие «to dupe» — обманывать, надувать. В играх: «дюпать» — такой багоюз, при котором игрок создает большое количество чего-либо на пустом месте.
  • Pause Buffer — буферизация паузой. То же, что и буферизация, но с использованием паузы. Возможна не во всех играх. Заставляем игру воспринимать внутриигровые события, как то нужно спидранеру, при помощи паузы. Особо распространён во всяких РПГ типа TES и фоллаута. Кроме того, в каждой игре пауза часто работает по-своему и может быть связана с полезными багами.
  • PR/Personal Record — личный рекорд. Просто ПБ.
  • RNG/Random Number Generator — генератор случайных чисел. Функция, отвечающая за случайные события в игре.
  • RTA/Real Time Attack — прохождение в режиме реального времени. Время, затраченное на прохождение от и до в реальном временном эквиваленте, учитывая все загрузки, ролики и т. д. Во время марафонов является главным и единственным измерением времени, необходимого на прохождение.
  • Save State — сэйвстэйт. Сохранение в любом месте. Функция эмуляторов, позволяющая сохранить состояние игры в виртуальной консоли. Если вы заметили, что спидранер юзает эмуляторные сейвстейты — можете смело кидать в него тапком, ибо для труъ-спидранеров это зашквар. Исключением из правила является уже предусмотренная игрой возможность быстрого сохранения.
  • Save Warp — сэйфварп. Сохранения и перезагрузка (необязательно) с целью сохранения времени. Делается за счет того, что обычно в играх при сохранении/загрузке запоминаются/читаются не все параметры либо определяются неточно. К примеру, в Fallout 4 быстрая загрузка не обновляет полностью данные о квестах, что позволяет, по сути, телепортироваться на огромные расстояния, а в TES4: Oblivion неаккуратная постановка персонажа после загрузки игры позволяет ходить сквозь стены и в OoB.
  • Sequence Break — нарушение последовательности. Нарушение естественного порядка прохождения игры.
  • Spawn — респ, респавн. Время и локация, где появится объект, NPC, враг. Респы могут быть случайными, запрограммированными и сманипулированными.
  • Sub-Pixel — саб-пиксель. Игра отслеживает положение персонажа/предмета в игре точнее, чем может отобразить на экране. Иногда эта более тонкая, чем можно увидеть, разница в положении в пространстве оказывается существенной для исполнения различных глитчей/нарушений последовательности прохождения.
  • Warp — телепорт. Секретный прием халявного пропуска некоторых уровней или даже целых миров, специально добавленный в игру. Обычно можно найти в старых играх.
  • WR/World Record — мировой рекорд, ВР.
  • Zip — проскок/скачок. Используется в 2Д-играх, быстрое проникновение в стены и прохождение через них. В настоящий момент все чаще находит применение в 3Д-играх (Принц Персии, Амнезия, Фоллаут 3).


[править] Практика

Итак, ты уже более-менее представляешь, как это вообще происходит, и уже готов сам опробовать это лично? Ты точно в этом уверен? Ну тогда будь готов к стёртым в мозоли пальцам, сломанным геймпадам и бессонным ночам. Это на самом деле не так просто, как кажется.

Что тебе понадобится?

  • Знание матчасти. Без этого никак. Ещё раз пробегись по теории выше, смотри чужие спидраны, читай гайды и общайся с более опытными бегунами[6].
  • Нормальный геймпад, без люфтов стиков, с минимальной площадью слепой зоны на тех же стиках, с адекватным строением крестовины (ни в коем случае не бери тот, где она представляет из себя один круг, иначе при нажатии кнопки «вверх» твой персонаж будет двигаться немного по диагонали).
  • Прямые руки. Nuff said.
  • Быстрая реакция. Даже не просто быстрая, а мгновенная. Без этого о frame perfect тебе можно только мечтать.
  • Терпение. Поначалу даже самые основные и необходимые для успешного спидрана трюки у тебя если и будут выходить, то крайне редко. Поэтому запасись терпением и отрабатывай их до тех пор, пока они не будут у тебя выходить практически на автомате.
  • Постоянная практика. Как и в любом деле, если что-либо забросить на долгое время, то навык пропадает. Старайся задрачивать понравившуюся тебе игру настолько часто, насколько можешь.

Если здесь у тебя уже возникли серьёзные проблемы, то, прежде чем отчаиваться и бросать всё, запомни: фэйлы бывают всегда и везде, без них — никак. Иногда они случаются и у настоящих профессионалов, причём как по их вине, так и из-за различных сбоев. Кто-то даже умудрился создать youtube-канал с наиболее эпичными фейлами спидранеров за неделю. Смотреть без sms и регистрации!

[править] Багоюзерство

Далеко не везде багоюзерство в играх презирается. В спидранах-то это наоборот очень даже кошерно! Ниже представлены особо доставляющие баги, используемые бегунами в разных играх.

  • Out of Bounds. Используется в большинстве трёхмерных (да и не только) игр вне зависимости от жанра. Разработчики, как правило, при создании игрового мира добавляют различные границы, за которые игрок не должен заходить. Однако при должном старании и осведомлённости в некоторых аспектах в этих границах нередко обнаруживается множество дыр. В Serious Sam за границы карты можно спокойно попасть, если запрыгнуть на летающих монстров (гнаары-инвалиды или гарпии) и заставить их лететь туда, куда тебе нужно. В серии Dark Souls — если спрыгнуть в пропасть и за долю секунды до смерти выйти из игры и перезайти в неё снова. В Gex: Enter the Gecko (см. видеогалерею) — если залезть на стену-ползалку, повернуть камеру куда надо и спрыгнуть в сторону границы. В играх серии The Elder Scrolls спидранер проводит «по ту сторону» большую часть прохождения.
  • Дюпы. В сущности, это баги игры, связанные с вычислением количества или определением наличия каких-либо предметов у игрока. Используется для скипа кучи локаций, в которых честному игроку пришлось бы тратить своё время на собирание всяких свистоперделок. Самый каноничный пример — размножение денег в Diablo 1. В Castlevania: Symphony of the Night, если при определенных манипуляциях вы продадите кристалл, как бы не имея его, то из 0 вычтется 1 и получится 255. В Crash Bandicoot 3: Warped является чуть ли не единственным трюком для low%-категории — игроку нужно всего лишь на первом боссе пропрыгать необходимое количество раз по львам, чтобы получить все кристаллы, необходимые для открытия финального босса.
  • Proxy Jump. Очень немногие игры могут похвастаться неукоснительным соблюдением законов физики. Как правило, имеет место имитация, и то не постоянная, а периодическая. Так, пока движок игры отвлекается на прочие задачи, персонаж игрока может «проваливаться» в игровые объекты, что часто компенсируется «выталкиванием» оного обратно. Пользуясь этим обстоятельством, спидранер в подходящий момент специально загоняет персонажа внутрь по идее твердой поверхности, а тот потом улетает в неизвестные ебеня, аки снаряд с катапульты. Очень распространён в any%-спидранах Spyro с первой Соньки. В Fallout 4 подобные трюки позволяют прыгать между городами.
  • Zip. Действует по тому же принципу, что и Proxy Jump, опираясь на тот факт, что многие 2D-игры «выталкивают» игрока в конкретном направлении. Благодаря этому Марио и Соник ходят сквозь стены, а в играх серии Castlevania, начиная с Syphony of the Night, можно при должной (не всегда доступной человеку) сноровке быстренько улететь прямо к Дракуле. TASbot же в Castlevania: Dawn of Sorrow умудряется улететь так, что финальный босс к его приходу почему-то оказывается уже мертв.
  • В спидранах по GTA III и GTA Vice City для наёба игровых событий часто используется способность записывать демо-ролики. Например, записывается момент подбирания «звёздочки», а потом, когда кровавая гебня устраивает за игроком охоту, можно просто загрузить эту запись, и погони как и не бывало. В GTA III есть ещё один часто используемый баг, основанный на постоянном переключении камеры: если спамить на кнопку «V», то весь дорожный трафик генерируется по новой, что, по сути, избавляет игрока от пробок на дорогах.

В общем, примеров куча — рекомендуем подробно ознакомиться с ними, посматривая марафоны или читая гайды тут.

[править] Мемы

[править] DICKS

Тот самый смайл. Используется, кстати, на 533 каналах

Как правило, спидранеры обитают на твиче, потому что это самый подходящий ресурс для честных спидранов — ни у кого даже и мысли не может возникнуть, что это монтаж, ибо время от времени исполнитель общается с чатом. К сожалению, у каждого спидранера недостаточно большая аудитория, чтобы иметь партнёрку с платными подписками и собственными смайлами в чате. Поэтому усилиями добрых людей был создан специальный плагин — FrankerFaceZ, позволяющий нарисовать для своего канала кучу собственных смайлов, даже если ты только-только зарегистрировался в системе и ни разу не стримил. У каждого спидранера обязательно есть этот плагин со смайлами, как-либо связанными с игрой, в которую он постоянно задротит. Но почему-то у 95% обязательно присутствует смайл, изображающий слово «DICKS», разукрашенное в цвета радуги. Самое интересное, что если этот спидранер сейчас участвует в марафоне, то к основному каналу GDQ/ESA/GoldenSplit подключают его собственный набор смайлов, после чего весь чат засирается «хуями» к хуям, а модерация на это никак не реагирует, ибо всех банить — не перебанить. Иногда вместо DICKS такой эффект вызывают другие смайлы с изображением мяса, матюков и голых сисек.

[править] TAS-bot (Tool-assisted speedrun)

 
С чего всё началось

С чего всё началось

Next level

Next level

Как оно устроено

Как оно устроено

Как оно работает

Как оно работает

Тот самый робот-спидранер. Выглядит как нехилых размеров нагромождение из старых и не очень консолей, кучи джойстиков, кучи проводов и кучи мигающих лампочек. Изначально он был задуман как бот, способный показать идеальный ран, запрограммированный выполнять необходимую последовательность действий точно в пиксель, точно в кадр, что не под силу простому смертному из-за такого проклятья рода людского, как «человеческий фактор»: где-то не успел нажать, где-то зазевался, а где-то — просто не повезло. ТАС-бот же выполняет все трюки идеально.

Но на этом Шурик с Электроником не останавливаются и всячески совершенствуют свою вундервафлю, пока они не представили её новые возможности на AGDQ-2017: ничего не предвещало беды, ТАС играл в классику NES, как, внезапно, в Super Mario Bros.3 возникло очень странное меню, посвящённое сему мероприятию. Далее всё происходило куда интереснее: ТАС играл в The Legend of Zelda: A Link to the Past, Super Mario 64 и даже Portal (напомним, всё это происходит на консоли NES и никаких смен картриджей не было). Под конец вся публика начала срать кирпичами, когда создатели тас-бота, сидящие в зале на диванчике, смогли через него по скайпу позвонить чуваку, который в данный момент находился в соседней комнате. Как такой трюк смог выйти — доподлинно неизвестно, мастера своих фокусов не раскрывают, однако парни всем поведали только одно: (спойлер: в секунду происходит примерно четверть миллиона нажатий на кнопки, а для такого трюка было использовано 3 консоли и 3 игры — соответственно NES, SNES и ПК.)

[править] Save the animals

Классическая война ставок, проходящая на каждом GDQ-марафоне. В конце прохождения Super Metroid есть побочное задание: спасти животных. Это персонажи, похожие на страусов и обезьян, которые в начале игры обучали главную героиню Wall Jump и Shine Spark, так что в благодарность их можно было бы и спасти…

Однако на то, чтобы их спасти, уходит почти полминуты (нужно отклониться от основного пути и взорвать стену), поэтому, чтобы ускорить прохождение, можно их не спасать, а отправиться сразу к завершению игры. Таким образом, деньги можно прислать как в пользу выполнения задания (save the animals), так и в пользу ускорения прохождения (save the frames, kill the animals). Почти всегда побеждает Kill the animals.

В 2015 на AGDQ вариант Save the animals победил, когда за 40 секунд до окончания войны ставок анонимус прислал $10.000 с комментарием «Get rekted, save the animals.» и все 1560 фреймов умерли мучительной смертью в тот день…

В русскоязычном сообществе на время ретрансляций того же самого марафона имеет несколько иной характер. На протяжении всего марафона в студии мелькает плюшевая альпака — маскот Golden Split, с которой комментаторы постоянно играются как дети малые. Но в случае победы ставки за убийство животного на основном марафоне, в московской студии и вправду под конец идёт «убийство» альпаки посредством катаны и прочих подручных средств. Не волнуйтесь, на следующем марафоне она вновь воскресает.

[править] Спидран сапёра

Один из самых популярных видов специальной олимпиады. Подобное явление подробно описано в отдельной статье. На данный момент мировой рекорд на уровне сложности «профессионал» составляет 31,13 секунд.

[править] Хочу спидранить <вставить нужное слово>!

Самая стандартная фраза для мимокрокодила, который с таким явлением ни разу не сталкивался, но после просмотра какого-либо спидрана у него возникает сильное желание играть так же. В группе русского сообщества спидранеров во вконтактике даже существует одноимённый топик в обсуждениях, где всякие пионеры донимают администраторов подобными вопросами. На самом деле спидраны — это вам не это, навык набивается очень долго — настоящие спидранеры тратят целые месяцы и годы, играя в одну и ту же игру, активно связываются со своими единомышленниками, находят новые баги и тщательно изучают всё, что связано с этой игрой. Поэтому если ты, мой юный друг, прочитав эту статью и посмотрев пару-тройку спидранов, подумал, что и ты с этим справишься, то ты даже и не представляешь, насколько глубоко ошибаешься!

Алсо, подобная фраза стала в шутку использоваться в чатах спидранеров, например «Хочу спидранить свой диплом», «Моя тян считает, что я спидраню секс» и т. п.

[править] Видеогалерея

b
Самый первый сохранившийся спидран™ Quake Done Quick 1997 года
b
Русский спидранер tezur0 проходит Serious Sam на марафоне ESA. (спойлер: На 40-й минуте будет делать селфи прямо во время забега)
b
Так выглядит самый обычный OoB-трюк (Out of Bounds)
b
Тот самый спидран Метроида с AGDQ-2015, где животные были спасены
b
TASbot играет в Марио-64, Зельду, Portal и звонит по скайпу на AGDQ-2017
b
Хотел OoB — получил вылет с крашем
b
Классическая гонка спидранеров. (спойлер: На середине рана у Nozlar'а зависнет игра)
b
Мировой рекорд по сапёру, принадлежащий рассовому пшеку — Камилю Мурански
b
Альпака принимает ислам в прямом эфире


[править] Алсо

  • Существует один мультиплеерный платформер, который называется SpeedRunners. Суть игры, конечно, отличается от сабжа статьи, но при желании можно позадрачивать официальные карты. Да и до высот в онлайне в основном доходят любители платформеров.
  • Ранами также называются особые забеги в играх, где время уже не имеет такого значения, как в спидранах. Примером может послужить Dark Souls 2, где за прохождение без смертей или без костров игрока в конце наградят кольцами, делающими оружие невидимым.

[править] Ссылки

  • [1] — самый первый сайт, посвящённый сабжу. Обновляется редко. Кстати, администрация сайта и есть организаторы GDQ.
  • [2] — актуальный на сегодняшний момент сайт с мировыми рекордами по всем играм, со всеми категориями. Руководства по выполнению разных трюков присутствуют.
  • [3] — официальный сайт марафонов GDQ.
  • [4] — официальный сайт европейской лиги ESA.
  • [5] — официальный сайт русскоязычного сообщества спидранеров.
  • [6] — официальный сайт с рекордами, выполненными ТАС-ботами.

[править] См. также

[править] Примечания

  1. Legend of Zelda: Ocarina of Time — баг в которой был найден более чем через 10 лет после выхода игры
  2. SDA — православный и самый первый сайт, посвящённый сабжу — Speed Demos Archive.
  3. Чем быстрее проходить уровни в Sonic the Hedgehog 2, тем дольше игра подсчитывает очки в конце уровня, что выливается в сильную потерю времени при попытке играть быстро — эта особенность привела тусовку спидранеров к решению засчитывать рекорды по внутриигровому таймеру.
  4. Полное прохождение Crash Bandicoot: Warped — 105% включает в себя, помимо прохождения всех уровней со сбором всех кристаллов, ящиков и драгоценных камней, ещё и реликты, которые игрок получает за повторное, но скоростное прохождение уровней. 117% можно получить в Spyro: Year of the Dragon, если пройти полностью ещё и бонусный мир, полный драгоценных камней.
  5. В игре Commander Keen IV, если выстрелить и зажать прыжок, то, как только анимация выстрела пройдет, персонаж прыгнет.
  6. Несмотря на наличие конкуренции, мировое спидранерское сообщество очень дружелюбное: опытные бегуны с огромным удовольствием готовы помочь новичкам.


ТерминыBarrens chatPowerlevelingSpectatorSpeedrunБоссГеймерский сленгДонатЕбайЖаргон MMORPGЖаргон MUDаковИскусственный идиотКемперМультоводствоОтыгрышПлюшкиТвинкФаерболФармингЧитер
TemplateGamesBottom.png