Персональные инструменты
Счётчики

Портал:Ниасилили/Оптический диск

Материал из Lurkmore
Перейти к: навигация, поиск
Recycle.pngЭта статья находится на доработке.
Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Если 29.07.2020 не наступит решительного улучшения, статья подлежит переносу в личное пространство основного автора или любого желающего (а если в ней нет вообще никакого ценного контента, то и безоговорочному уничтожению).
Резолюция: Вытащено из фильтра. Стена текста в педивикийном стиле, но на копипасту вроде бы не похожеДата последней правки страницы: 13.06.2020

Оптический диск — носитель информации, на который оная записывается и считывается при помощи лазера. Информация может быть записана в аналоговом виде, смешанном (аналог и цифра) или цифровом. Был наиболее популярным в период с конца 80-х до начала 2010-х, наиболее популярные разновидности — CD и DVD. В наши дни практически вышли из повседневного использования, уступив флешкам, облачному хранению и цифровой дистрибуции, но, тем не менее, ещё используются слоупоками и пиратами. А Audio CD, благодаря высокому качеству записи, удобству дисков для коллекционирования и большому количеству качественной аппаратуры на руках, будет жить и тогда, когда окончательно помрут и будут забыты все остальные форматы дисковой записи. Как сейчас винил.

Содержание

[править] История

Вообще, записывать информацию оптическим способом начали ещё в первой половине XX века (а эксперименты, возможно, велись и раньше). Например, можно было промодулировать диафрагму, ограничивающую световой поток, колебаниями звуковой частоты, а свет направить на движимую светочувствительную плёнку, таким образом, например, озвучив кинофильм. Кстати, и там информация может быть записана как в аналоге, так и в цифре — современные кинопроекторы под киноплёнку умеют считывать с оной цифровую дорожку, этот ваш многоканальный Dolby Digital, что позволяет воспроизводить кинофильмы с бобин как на старом оборудовании с аналоговым моно или стереозвуком, так и на более современном с многоканальным цифровым звуком. С изобретением лазера, стали экспериментировать с возможностью записи при помощи лазерного луча. А в 1978 году фирма Phillips выкатила на рынок LaserDisc. Именно с этого и начинается коммерческое распространение оптических дисков и использование их в быту простых граждан.

[править] LD

 
LaserDisc и DVD

LaserDisc и DVD

«Ну, погоди!» на LaserDisc

«Ну, погоди!» на LaserDisc

LaserDisc (LD) — первый коммерческий оптический носитель данных, с аналоговой записью изображения и либо аналоговой, либо цифровой записью звука. Оптический диск размером с грампластинку, хранились такие диски, как и грампластинки, в картонных конвертах, внутри которых диск помещался в субконверт, чтобы меньше царапался. За счёт габаритов, имел большую красивую обложку, как обложки винила (в сравнении с обложками видеокассет, например). Использовался, прежде всего, для просмотра видео. Несмотря на технологическое превосходство над видеомагнитофонами, не имел существенного успеха на мировом рынке, в основном был распространён в США и Японии, а в Европе к нему отнеслись прохладно, в СССР и России лазердиски имели небольшое распространение, в основном за счёт коллекционеров — любителей видео. Технологии, отработанные в этом формате, затем были использованы в CD и DVD. Кстати, насчёт СССР, там даже успели выпустить полтора проигрывателя и несколько десятков Лазердисков, даже «Ну, погоди!» выпускали. Диски были двухсторонними, в центре диска наличествовала наклейка (как «лейбл» у грампластинки, только меньше), при воспроизведении полнометражного фильма, нужно было вставать и переворачивать диск. Некоторые фильмы распространялись на двух и даже трёх Лазердисках. В том случае, если фильм занимал только пять сторон, а диски были двухсторонними на шестой стороне записывалось специальное сообщение о том, что тут фильма нет. У LaserDisc существуют три разновидности форматов записи:

  • CAV (англ. Constant Angular Velocity — постоянная угловая скорость (как при воспроизведении грампластинки)) — стандартные видеодиски (SP), поддерживающие такие функции, как стоп-кадр, изменяемое замедленное воспроизведение вперёд и назад. CAV-диски при воспроизведении имеют постоянную скорость вращения, и за один оборот считывается один кадр. В этом режиме на одной стороне диска CAV может храниться 54 000 отдельных кадров — 30 минут аудио/видео материала. CAV использовали реже, чем CLV, в основном для специальных изданий художественных фильмов, для бонусных материалов и специальных эффектов. Одним из преимуществ этого метода является возможность переходить на любой кадр непосредственно по его номеру. Произвольный доступ и функция стоп-кадра позволили производителям создавать простейшие интерактивные видеодиски, размещая на диске статичные изображения.
  • CLV (англ. Constant Linear Velocity — постоянная линейная скорость (как при воспроизведении компакт-дисков)) — долгоиграющие видеодиски (LP) не имеют специальных возможностей воспроизведения CAV-дисков, предлагая только простое воспроизведение на всех проигрывателях Laserdisc, кроме проигрывателей высокого класса, имеющих функцию цифрового стоп-кадра. CLV-диски с постоянной линейной скоростью могут хранить 60 минут аудио/видео материала с каждой стороны, или два часа на диске. Фильмы длительностью менее 120 минут могли поместиться на один диск, тем самым снижая стоимость одного фильма и устраняя отвлекающую от просмотра необходимость заменять диск на следующий, по крайней мере для тех, кто обладал двухсторонним проигрывателем. Подавляющее большинство релизов были доступны только в CLV (несколько наименований было выпущено частично CLV, частично CAV.
  • CAA (англ. Constant Angular Acceleration — постоянное угловое ускорение). В начале 1980-х годов, из-за проблем с перекрестными помехами на долгоиграющих лазерных CLV-дисках, компанией Pioneer Video было представлено CAA-форматирование долгоиграющих лазерных дисков. Кодирование с постоянным угловым ускорением очень похоже на кодирование с постоянной линейной скоростью, за исключением того, что в CAA происходит мгновенное снижение скорости при угловом смещении на определённый шаг, вместо постепенного замедления в устойчивом темпе, как при чтении CLV-дисков. За исключением 3М/Imation, все производители Laserdisc приняли схему CAA-кодирования, хотя этот термин редко (если вообще) использовался на потребительских упаковках. CAA-кодирование заметно улучшило качество изображения и значительно сократило перекрестные помехи и другие проблемы слежения.
  • Звук. Первые Лазердиски, представленные в 1978 году, были полностью аналоговыми, звук кодировался с помощью частотной модуляции, но с развитием формата был добавлен цифровой стереозвук в формате аудио компакт-диска, а также и в многоканальных форматах — сначала, ещё до цифрового звука Dolby Surround 3/1.0 (мог записываться в аналоговом и цифровом виде и имел обратную совместимость со стереосистемами), а затем и в 3/2.1 форматах Dolby Digital и DTS (аналогично формату DTS-CD, эта дорожка вытесняла ИКМ-стерео, а старыми проигрывателями воспринималась как обычная ИКМ-стерео дорожка и отправлялась на S/PDIF выход, если такой был). В 1985 году было представлено цифровое аудио для Laserdisc как дальнейшее улучшение CAA-формата. В 1985 году был введён CAA55 общей длительностью воспроизведения с каждой стороны в 55 минут 5 секунд, для решения проблем с пропускной способностью при включении цифрового аудио была уменьшена ёмкость видеоматериала. К 1987 году Pioneer удалось преодолеть технические трудности и стало возможным кодирование в формате CAA60, позволяя увеличить ёмкость диска в общей сложности до 60 минут 5 секунд. Также, выпущено лишь несколько наименований, закодированных в CAA65, ёмкостью 65 минут 5 секунд воспроизведения с каждой стороны. Окончательным вариантом CAA является CAA70, который мог вместить 70 минут воспроизведения с каждой стороны. Для потребительского рынка этот формат не применялся.

[править] CD

Компакт-диски изначально предназначались для записи цифрового аудио (формат CDDA), однако, впоследствии были переделаны под запись компьютерных данных (CD-ROM) и цифрового видео (VCD, SVCD, DVD-Video на CD-диске), а также использовались в игровых приставках. CD-диски считываются и записываются инфракрасным лазером.

[править] CD-DA

b
«Пластинка для лазерного проигрывателя»
 
«Компакт-диск вместо обычной грампластинки!»

«Компакт-диск вместо обычной грампластинки

Советский компакт-диск формата CD-DA

Советский компакт-диск формата CD-DA

«Лазерный электропроигрыватель» (sic!)

«Лазерный электропроигрыватель» (sic!)

  • CD-DA (он же Audio CD, CDA, звуковой компакт-диск и т. д.). Появился в 1980 году стараниями компаний Philips и Sony. Метод кодирования сигнала — импульсно-кодовая модуляция (ИКМ; англ. Pulse Code Modulation, PCM). Первый музыкальный CD анонсирован 20 июня 1982 года, и 17 августа того же года был выпущен первый в мире коммерческий компакт-диск, положив тем самым начало их массовому производству. Чести быть впервые изданными на CD удостоилась группа ABBA с альбомом «The Visitors». Первым компакт-диском, попавшим на прилавки музыкальных магазинов, был альбом Билли Джоэла 1978 года «52nd Street». Продажи CD с этой записью начались в Японии 1 октября 1982 года.
Аудио компакт-диски не имеют файловой системы, как таковой. Файлы .CDA, которые видит пользователь, поставивший звуковой компакт-диск в компьютерный сидюк, генерируются операционной системой Windows, и обычно датируются 1995 годом, на самом диске их нет. Аудио хранится в формате PCM без сжатия, с частотой дискретизации 44,1 кГц и битрейтом 1411,2 кбит/с, 16 бит, стерео. Стандартная длительность аудио компакт-диска — 74 минуты, однако впоследствии длительность была увеличена до 79,8 минут с сохранением совместимости с большинством проигрывателей. Длительность 74 минуты была выбрана не случайно, компания Sony настояла, что диск должен полностью вмещать 9-ю симфонию Бетховена, длительность симфонии составляла 74 минуты. Минимальное время звуковой дорожки — 4 секунды (включая 2-секундную паузу), максимальное количество звуковых дорожек — 99. Возможен переход от дорожки к дорожке «нон стоп» (без пауз между дорожками).
Аудио компакт-диски произвели прорыв в качестве звучания бытовых носителей звука. До этого, распространёнными в быту форматами были в основном аналоговые грампластинки и магнитная лента, проигрывание которых сопровождалось аналоговыми помехами, треском, шипением, аналоговыми искажениями вносимыми разной конфигурацией аппаратуры (разный азимут магнитных головок, например). В СССР даже успели запустить производство советских проигрывателей компакт-дисков (на корпусе некоторых красовалось гордое: «Лазерный электропроигрыватель»), где большая часть начинки состояла из импортных компонентов, а также самих компакт-дисков (SUCD по каталогу).
Поскольку, компакт-диск не имеет файловой системы, чтобы скопировать с него аудио на компьютер, применяются программы-«дамперы». Звук в формате PCM дампится на компьютер, где сохраняется в виде файла WAV, или конвертируется на лету в формат хранения аудио со сжатием без потерь (например, Flac, APE, ALAC) или с потерями (например, mp3). Формат допускает чтение поцарапанных компакт-дисков, в то время, как переставший читаться диск формата CD-ROM не может быть скопирован без специального софта, допускающего копирование с ошибками, поцарапанный Audio CD может быть сдамплен, однако при побайтовом сравнении, цифры будут разными. Для точного дампинга применяется различный аудиофильский софт.
  • CD-Text. Формат аудио компакт-диска с дополнительной информацией, записанной в текстовом виде. Оная информация выводится при проигрывании или дампинге аудиодиска. Обычно содержит в себе наименование исполнителя, альбома и проигрываемой дорожки.
  • SACD (Super Audio CD) — формат аудиодиска, позволяющий хранить аудиоданные со значительно более высоким качеством, по сравнению с обычным CDDA-диском. Разработан[уточнить] компаниями Sony и Philips в 1999 году. Для воспроизведения SACD требуется специальный проигрыватель, совместимый с этим форматом; однако на SACD-диске может содержаться дополнительный CD-слой (только стерео) для совместимости с обычными проигрывателями, такие диски называются гибридными (Hybrid SACD) и их можно слушать на любых обычных проигрывателях компакт-дисков. Снискали определённую популярность у аудиофилов.
  • Нестандартное использование CD-DA. Программы и игры для старых компьютеров, записываемые на кассеты при помощи сигнала звуковой частоты, можно записать на звуковой компакт-диск. Таким образом, болванка CD-R объёмом 700 Мегабайт, которая может вобрать в себя тысячи, а то и десятки тысяч таких программ, в данном случае может сохранить только несколько сотен килобайт, а для загрузки не потребуется каких-либо переходников для подключения привода к ретрокомпьютеру, понадобиться проигрыватель компакт-дисков и магнитофонный вход в ретрокомпьютере.

[править] Data CD

  • CD-ROM (он же CD Data, диск с данными). Обычный компакт-диск, знакомый многим, на который записываются компьютерные файлы, файловая система CDFS или UDF. Изначально, такие диски могли хранить 650 Мегабайт данных, что в годы появления формата было исчерпывающем. В последствии объём дисков был расширен до привычных 700 Мегабайт. Есть диски и большего объёма (800 и 900 Мегебайт), но они не широко распространены, а также особый формат GD-ROM, применявшийся в видеоприставке Dreamcast и позволявший записать на компакт-диск 1,2 Гига данных. Также существовал карликовый диск диаметром 80 мм на 210 мб.
  • Audio CD + Data CD. Формат диска, совмещающий в себе аудиодиск формата CD-DA и диск с данными. Был популярен для дистрибуции аудио с дополнительными материалами. Сперва записываются аудиодорожки, а после них записывается дорожка данных. Таким образом, бытовой проигрыватель компакт-дисков воспроизводил такие диски, как обычные Audio CD, но при использовании такого диска в ПК, помимо прослушивания музыки, можно было считать информацию, содержащуюся на дорожке данных. Обычно там содержались дополнительные материалы об исполнители: история группы, фотографии, видеоклипы, записи концертов, флешки, веб-страницы и т. д. Многоформатные проигрыватели, например бытовые проигрыватели DVD с функцией чтения аудиодисков, обычно такие диски воспринимают именно, как аудио, игнорируя дорожку данных, даже если способны считывать мультисессионные диски с данными. Алсо, компания Auric Vision при выпуске винрарного шутера Z.A.R в 1999 году. применила этот формат для защиты от копирования: последняя (и самая винрарная) дорожка саундртека записывалась с ошибками, не позволявшими его скопировать напрямую или сделать рабочий образ с помощью тогдашних рипперов.
  • Mixed mode CD. То же, что описанный выше гибрид, только наоборот: сперва идёт дорожка данных, а за ней — дорожки аудио. Бытовой аудиопроигрыватель считывает дорожку данных без звука, а аудиодорожки воспроизводятся, как обычный звуковой компакт-диск. Формат был распространён в сфере видеоигр, и позволял воспроизводить в играх музыку «качества компакт-диска». Дело в том, что привод CD-ROM в ПК имел один или два дополнительных аудиовыхода, откуда аудио выводилось в аналоговом виде, и встроенный ЦАП для аппаратного декодирования аудио, выход представлял из себя разъём Mini Jack на морде привода, рядом наличествовал аналоговый регулятор громкости, и четырёхконтактный разъём сзади привода, коим привод нужно было соединить со входом CD звуковой карты или усилителя звука. Таким образом, воспроизведение музыки в играх шло в обход железа ПК и не нагружало систему, в противовес музыке, воспроизводимой с жёсткого диска, которая к тому же, обычно была сжата с потерями и разжатие требовало дополнительных системных ресурсов, что отнимало ресурсы у игры, а также музыка, записанная на компакт-диск, не занимала место на жёстком диске, но в отличие от формата CD-ROM, где музыка воспроизводилась бы железом ПК, в формате Audio CD основную роль играло аппаратное цифро-аналоговое пробразование средствами привода. Также, этот формат был популярен на видеоприставках.

[править] CD видеодиски

CD-V

Помимо дисков с данными с записанным на них видео в формате MPEG1, MPEG2, MPEG4, были и стандартизованные диски с видео. Такие диски предназначались для воспроизведения их в бытовых видеопроигрывателях, но их также можно посмотреть на компьютере.

  • CD Video (известен также как CDV, CD-V или CD+V) формат был введен в 1987 году как гибрид технологий Компакт-диск и Лазердиск. Этот формат не стоит путать с VCD! CD-V диски были такого же размера как и стандартные 12-см компакт-диски, и содержали до 20 минут звуковой информации, которая могла быть воспроизведена на любом проигрывателе CD-DA. Также на диске содержалось до 5 минут аналоговой видеоинформации с цифровым звуком CD-качества, которая могла быть воспроизведена на новых лазердиск-проигрывателях, совместимых с CD-V. CD Video диски имеют отличительный золотистый цвет, в отличие от обычных серебристых компакт-дисков.
  • VCD. Стандарт для хранения видео со звуком на CD-дисках. Разрешающая способность изображения в два раза хуже, чем у VHS, но отношение сигнал/шум значительно лучше. Video CD может содержать до 99 аудио/видеодорожек (англ. A/V-tracks), которые могут иметь проигрываемые элементы, такие как видео, аудио или одиночные изображения (до 2000 картинок высокого разрешения) со звуковым сопровождением или без него. VCD объединяет в себе свойства формата CD-DA в виде дорожек (если VCD поставить в бытовой проигрыватель CD-DA, тот покажет количество дорожек) и Data CD в виде файловой системы (если такой диск открыть на ПК, на диске будут обычные папки с файлами). Строго говоря, VCD — это формат видеодиска, содержащий стандартизованное видео, если записаннный в формате Data CD видеофайл может иметь различные параметры видео и аудио, видео на VCD бывает только определённого формата: MPEG-1 с прогрессивной развёрткой, 1150 кбит/с CBR, звук в MPEG-1 Audio Layer II, 224 кбит/с, 44,1, 16 bit. Может иметь одну стереодорожку или две моно (стерео, где по левому каналу записана одна дорожка, а по правому другая, как в катушечных магнитофонах, ога), таким образом можно было делать диски с монодорожками на двух языках. Диски имеют интерактивное меню, похожее на меню на дисках DVD Video. Записать на CD диск в формате VCD можно до 74 минут видео по стандарту. VCD можно было воспроизвести даже на первом «Пентиуме». Формат снискал популярность в странах Азии, в России же как-то больше были распространены видеокассеты VHS. VCD и SVCD поддерживаются большинством DVD и BD-плеерами, также некоторые бытовые проигрыватели CD-DA и mp3-файлов с CD-диска (музыкальные центры, магнитолы с CD проигрывателем, портативные проигрыватели типа «CD Player») могут внезапно иметь видеовыход и поддержку VCD благодаря популярности формата в Китае.
  • SVCD. Super Video CD — развитие формата VCD. Формат теперь MPEG-2, как и у DVD Video, но с другими параметрами, что обеспечивает лучшее качество видео в сравнении с VCD, однако из-за возросшего потока данных длительность видео сократилась до 35 минут (в максимальном качестве) или 60 минут (в среднем качестве) — против 74 минут на Video CD. Разрешение изображения — 480x576. Возможно использование меню и глав, как на DVD, а также воспроизведение слайдшоу с фоновой музыкой. Поддерживается до четырёх каналов выбираемых субтитров.
  • DVD Video на CD. Это видео по стандарту DVD Video, записанное на CD-диск. Понятно, что в этом случае, видео получится совсем коротким, так как компакт-диск обычно имеет объём 700 Мегабайт против 4,7 Гигов у DVD. Тем не менее, такой диск будет воспроизводиться большинством бытовых DVD-проигрывателей. Как VCD, так и SVCD, не позволяли записывать двухчасовой фильм на 1 диск. Фильм приходилось разделять на два и более дисков. Зато в этом формате можно было без проблем распространять музыкальные клипы. О дисках с записанными на них видеофайлами см. ниже, в разделе «Народные форматы», так как это по сути Data CD с записанным видеофайлом или несколькими.

[править] Записываемые и перезаписываемые «болванки»

 
Болванки в естественной среде обитания

Болванки в естественной среде обитания

  • CD-R (он же «болванка»). Компакт-диск для самостоятельной записи пользователем. Первые CD-R произведены в 1988. Наконец-то компакт-диск стало можно записать самому. Сперва, народу хватало и дискет, однако, с ростом объёма информации, появилась надобность в объёмном носителе информации. К тому же, на CD-R без проблем можно записать аудиодиск формата CD-DA, который будет воспроизводиться в большинстве бытовых CD-проигрывателях. Со временем, болванки CD-R стали дичайше популярными для копирования игр, софта, музыки, видео, резервного копирования и так далее. Технология производства CD-R менялась со временем.
  • Изначально рабочий слой делали из цианина — цианиновый краситель обладает сине-зелёным (цвет «морской волны») оттенком рабочей поверхности. Этот материал использовался в самых первых «болванках» CD-R. Этот краситель химически нестоек, что является причиной короткого срока гарантированного хранения записанной информации. Краситель может выцвести за несколько лет. Хотя многие производители используют дополнительные химические добавки для увеличения стабильности цианина, такие диски не рекомендуется использовать в целях резервного копирования и долговременного хранения архивных данных.
  • Azo — металлизированный азокраситель, имеет тёмно-синий цвет. Этот краситель химически стоек и его способность хранить информацию исчисляется десятилетиями (производители пишут о 100 годах).
  • Фталоцианин — чуть более поздняя разработка активного записываемого слоя. Фталоцианин практически бесцветен, с бледным оттенком салатового или золотистого цвета. Диски на основе этого активного слоя менее чувствительны к солнечному свету и ультрафиолетовому излучению, что способствует увеличению долговечности записанной информации и несколько более надёжному хранению в неблагоприятных условиях (фирмы заявляют о сотнях лет).
CD-R можно записать только один раз. Однако, такие диски можно было дописывать, это называлось «мультисессия». На свободное место дописывались новые файлы, а стаые можно было пометить как удалённые, и они переставали отображаться стандартными средствами Windows, однако старые мультисессии всё ещё можно было считать специальным софтом.
  • Audio CD-R. Особый формат CD-R, предназначенный для использования в CD-DA рекордерах, не совместимых с обычными CD-R
  • CD-RW. Перезаписываемые диски. Теперь диск стало можно стереть и использовать снова. Появились в 1997 году. Его записывающий слой изготавливается из специального сплава халькогенидов, который при нагреве выше температуры плавления переходит из кристаллического агрегатного состояния в аморфное. Фазовые переходы между различными состояниями вещества всегда сопровождаются изменением физических параметров среды. Как правило, твёрдые тела в окружающей нас природе являются кристаллическими. В этом отношении аморфные тела — редкость, так как стеклообразное (аморфное) состояние реализуется только при затвердевании переохлаждённого расплава. От других аморфных состояний стекла отличаются тем, что процессы перехода расплав — стекло и стекло-расплав обратимы. Полный цикл: запись — многократное воспроизведение — стирание — новая запись выглядит следующим образом. Рабочий слой оптического диска, находящийся в кристаллическом состоянии и подогретый лазером, переходит в расплав. За счёт быстрой диффузии тепла в подложку расплав быстро охлаждается и переходит в аморфное состояние. Считывание производится при пониженной интенсивности излучения лазера, не влияющей на фазовые переходы. Для новой записи необходимо вернуть рабочий слой в исходное кристаллическое состояние. Для этого используется средняя интенсивность лазера: лазер подогревает сплав примерно до 200°С, позволяя ему перейти в кристаллическое состояние. Так то. Многократная перезапись может приводить к механической усталости рабочего слоя и, как следствие, его разрушению, поэтому применяются вещества с низким коэффициентом накопления усталости. Существует два вида стирания — «полное» и «быстрое». При «полном» стирании весь диск переводится в кристаллическое состояние и старая информация уничтожается физически. А «быстрое» стирание очищает область Lead-in — зону, где хранится информация о содержании диска. Однако, при этом существует техническая возможность восстановить данные.

[править] Народные форматы

Неофициальные форматы компакт-дисков, распространённые в народе. Вы когда-нибудь слышали такое выражение, как «ЭмПэТри-диск»? Вот это оно.

 
Типичный «mp3-диск»

Типичный «mp3-диск»

  • mp3-диск. Представлял из себя диск формата Data CD с записанными на него звуковыми файлами в формате mp3. Как уже было сказано выше, на обычный звуковой компакт-диск вмещалось 74-80 минут цифрового аудио без сжатия, то есть, около 20 песен (или около 30, если их подрезеать, как делали на сборниках типа «XXXL» или «Союз»). Однако, с распространением формата mp3 — формата хранения сжатого аудио с потерями, на один компакт стало возможным записывать около от 80 песен и больше, в зависимости от битрейта, частоты дискретизации и разрядности аудио (а следовательно от качества). Обычно такие диски, продаваемые в магазинах, содержали 100 песен с качеством 256 kbps, 44,1 kHz, 16 bit или 200 песен с качеством 128 kbps, 44,1, 16 bit. Однако, если конвертацией занимался кто-то самостоятельно, можно было записать и значительно больше в ущерб качеству звука. Также, появились бытовые проигрыватели, поддерживающие воспроизведение mp3-файлов с компакт-дисков. Пиратские mp3-диски начали уверенно вытеснять обычные CD-DA. Однако, «mp3-диски» были совершенно не совместимы с бытовыми CD-DA проигрывателями, в которых отсутствовала поддержка mp3-файлов. Для воспроизведения в ПК, такие диски, продаваемые в магазинах, снабжались записанным на них набором софта, обычно это был Winamp второй версии, и какая-либо программулинка, запускающая его и заправляющая в его плейлист содержимое диска.
  • Фильм для компьютера. То же, что «mp3-диск», только с видео в формате DivX. В отличие от VCD и SVCD, позволял записывать фильм с приемлимым для тогдашних мониторов и ЭЛТ-телевизоров, качеством целиком, без разделения на несколько дисков. В отличие от DVD, не требовал дорогостоящего DVD-привода в ПК, достаточно было дисковода CD-ROM. Воспроизводился некоторыми бытовыми DVD-плеерами. Дичайше котировался интернет-пиратами. В те годы распространённым интернет-соединением был диалап с повременным доступом, пользователь платил за то, сколько времени его модем был соединён с провайдером, а оплата зачастую шла талонами на интернет — «интернет-картами». Вкупе с бывающими иногда разрывами связи. В таких условиях, скачать фильм было непростой задачей, тянули их с FTP-серверов и файлообменников, а учитывая скорость диалапа в 56K максимум, проще было фильм купить. Однако, в магазинах, торгующих дисками, нужного фильма или аниме могло и не быть, особенно если фильм старый или непопулярный. Однако, были занятные сайты, где можно было заказать фильм, тебе его запишут на CD-R, и отправят почтой. Нет, не электронной, а Почтой России. Помимо фильма, такие диски содержали каталог фильмов, имеющихся на сайте, в формате DOC или XLS, а также софт для воспроизведения фильма на ПК. Некоторые фильмы можно было заказывать с более высоким качеством, в этом случае качество изображения было выше, а фильм резался поплам и записывался на два CD-диска, его потом можно было «склеить» специальным софтом, или не резался и записывался на один DVD. Помимо сайтов с фильмами, такие диски продавались и в обычных магазинах, торгующих видео. В отличие от DVD, продавашихся в DVD-боксах (прямоугольных коробках), диски с фильмами в DviX продавались в обычных jewerly-коробках, как диски с музыкой, пиратским софтом или пиратскими играми для первой PlayStation. На полиграфии красовалась надпись: «MPEG4» или «DivX» и иногда была приписка: «Фильм для компьютера». Диски из магазина также обычно содержали софт для воспроизведения на ПК, а сам диск был «штамповкой», а не «болванкой». Ещё один вид таких дисков — когда выкаченный или скопированный (например, с VHS) фильм пользователь записывал на «болванку» сам, в этом случае софт для воспроизведения обычно не записывался, только фильм. Контейнер обычно был AVI, а вот аудио — MP3, WMA, AC-3 Собственно, ничто не мешает записывать на такие диски видео в других форматах — MPG, RealVideo (.RM, .RAM), WMV, h.264 в mp4, но распространение поучил именно AVI с видео в DivX (или XviD) и аудио в mp3/AC-3, наверное из-за максимальной совместимости со всем, где такой диск захотят посмотреть, в те годы (однако, большинство проигрывателей не могли понять многоканальную аудиодорожку AC-3 в таком видеофайле и воспроизводили её как обычное стерео) и возможности записать фильм на 700 мегабайтную болванку в приемлемом качестве.
 
Олдфаги пустили скупую слезу ностальгии

Олдфаги пустили скупую слезу ностальгии

ГТА Вайс Сити на пиратском диске

ГТА Вайс Сити на пиратском диске

Игра для PlayStation в отвратительном варианте дизайна обложки от «Kudos»

[править] На консолях

Игровые консоли, использовавшие в качестве носителя информации микросхему ПЗУ и опционально другие микросхемы, припаянные на плату и упакованные в пластиковый корпус, так называемые картриджи, и, иногда дискеты, с распространением оптических дисков, перешли на них. Одной из первых приставок, использовавших компакт-диски, стала Sega Mega Drive с аддоном Sega CD. По сути, это диски формата Data CD, или немного изменённого Data CD, что затрудняет их копирование в обычном ПК, иногда это Mixed mode CD, содержащие также аудио в формате CD-DA. Зачастую, такие диски невозможно скопировать в ПК без применения специального софта (Alcohol 120%, например). Сами приставки могут иметь защиту от запуска пиратских и самопизаписанных дисков, однако, на пост-советском пространстве зачастую эта защита была взломана ещё до того, как приставка поступала на прилавки магазинов.

  • GD-ROM. Фирма Sega пошла дальше и, выкатив на рынок приставку Dreamcast, увеличила объём данных, хранившихся на дисках для этой приставки с 650 Мегабайт до 1,2 Гигабайта. Сделали они это за счёт уменьшения толщины лазерного луча в ущерб устойчивости считывания информации с поцарапанных дисков. Нашим пиратам было пофиг, наши диски для Dreamcast представляли из себя штамповку или даже болванку с пересжатой игрой.

[править] DVD

Формат CD разрабатывался в первую очередь, как носитель аудио, а DVD — как носитель видео. Собственно, аббривиатура «DVD» изначально расшифровывалась как «Digital video disc» — «Цифровой видеодиск», и лишь потом значение изменилось на «Digital versatile disc» — «Цифровой многоцелевой диск». За счёт использования красного лазера (то есть, меньшей длины волны) и более плотной записи, позволил записывать 4,7 гигабайта данных на однослойный диск и 8,54 гига на двухслойный. Физически DVD может иметь одну или две рабочие стороны и один или два рабочих слоя на каждой стороне. Максимальная ёмкость двухстороннего двухслойного DVD — 17,08 Гига (по 8,54 Гига на сторону). Формат был представлен в 1995 году, а в продажу запущен в 1997-м.

[править] DVD Video

Собственно то, для чего разрабатывался формат. Видео на DVD Video сжато в формате MPEG-2, а вот форматов аудио там несколько. Битрейт сжатого видео варьируется от 2000 до 9800 Кбит/с, VBR или CBR. Разрешение видео для PAL и SECAM равен 720x576 точек, а NTSC — 720x480 точек. Пиксель неквадратный. DVD Video — это не файл .mpg, записанный на диск, формат также имеет специальную «структуру DVD Video», без которой бытовой плеер его воспроизводить не будет (за исключением тех проигрывателей, которым не нужна структура DVD). На DVD Video дисках имеются три вида файлов: .IFO — это информационные файлы диска, в них находится информация о том, что находится в файлах .VOB и поддерживают порядок их запуска. .BUP — файл резервного копирования файла .IFO. Каждому файлу .IFO соответствует файл .BUP такого же размера. .VOB — основные файлы DVD, в которых содержится видео, аудио, титры. Видео разбивается на отдельные файлы (VTS_01_1.VOB, VTS_01_2.VOB, VTS_01_3.VOB…), однако, это внутренняя структура диска, не влияющая на его воспроизведение в бытовом DVD-проигрывателе или через софтовый проигрыватель на ПК. При просмотре переключение между файлами .VOB происходит по порядку нумерации и не заметно. Аудио в DVD-Video может быть в формате PCM, DTS, MPEG или AC-3. DVD-Video можно скопировать на обычном компьютере с диска на диск или просто положить файлы DVD-диска на жёсткий диск, однако, из-за дороговизны пишущих DVD-приводов в те годы (а обычные DVD-приводы часто могли записывать только CD-R/CD-RW, а DVD только читать, или не записывать вообще, а только читать), малого объёма жёстких дисков, и неудобности хранить фильм в виде структуры DVD-Video на жёстком диске, фильмы, зачастую, дампились специальным софтом и конвертировались в формат DivX или XviD, после чего полученный видеофайл записывался на CD-R/CD-RW или хранился на ПК. Помимо проигрывателей, существовали также «записыватели» — DVD-рекордеры. Они умели не только воспроизводить DVD-диски, но и записывать. Например, можно было записывать телеэфир, довольно неплохо оцифровывать VHS и даже переписывать с DVD на DVD, соединив DVD-плеер и DVD-рекордер, лол, методом «цифра — композитный аналог — цифра». Стоили охуенно дорого и мало кому были нужны, так как записывать телеэфир можно копеечными ТВ-тюнерами и по старинке видеомагнитофонами, а оцифровывать VHS удобнее на ПК через карту видеозахвата или всё тот же ТВ-тюнер. Также, уменьшенные версии дисков DVD, так называемые Mini DVD, использовались в бытовых видеокамерах. У DVD-Video есть несколько вариантов стандартной продолжительности. Формат XP — 1 час видео, SP — 2 часа, LP — 4 часа и EP — 6 или 8 часов видео. Чем дольше длительность воспроизведения диска, тем меньше качество записанного видео.

[править] DVD Audio

Аудиофильский формат хранения аудио. Запись на диске DVD-Audio может иметь от 1 до 6 звуковых каналов. Как правило, диск включает стереофонограмму в максимальном качестве и многоканальную фонограмму до 96 кГц. Для записи звука применяется кодирование линейной ИКМ с разрядностью 16, 20 или 24 бит и частотой дискретизации 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4 или 192 кГц. При этом с частотой дискретизации 176,4 или 192 кГц могут быть записаны не более двух звуковых каналов.

[править] DVD Data

Собственно, обычный DVD-диск с компьютерными файлами. Файловая система CDFS не позволяла хранить данные объёмом более 2 гигов, поэтому, чтобы записать файл большего объёма, диск нужно отформатировать в UDF. DVD-диски проложили путь софту, объёмом более 700 мегабайт. Конечно, при использовании CD, можно было, во время установки программы или игры, вытащить первый и вставить второй диск, но DVD, с его 4,7 гигами, позволял не просто не менять диск во время установки, но и многократно превосходил даже 2 CD-диска. Из-за высокого объёма и не сильно повышенной ценой по сравнению с CD, DVD диски довольно быстро их потеснили, и к концу 00-х стали весьма популярны. Со временем, CD-диски стали применять в основном там, где невозможно было прочитать DVD — в старых компьютерах, старых игровых приставках, проигрывателях CD-DA.

[править] Народные форматы

  • Сборник фильмов. Из-за наличия возможности записывать видео до 8 часов в низком качестве, формат полюбился как пиратами, так и обывателями, из-за возможности записать сразу по 4 фильма на сторону. И пофиг, что всё в «мыле», зато за сотку 8 блокбастеров (на двухстороннем диске), а то и больше, наши пираты ухитрялись записывать по 10 фильмов на 1 диск. Из-за такой-то халявы, а также из-за дешевизны китайских DVD-проигрывателей, оные были даже у последних алкашей и нищебродов, которые позволить себе более дорогостоящий видак в своё время не могли. Кроме того, DVD-проигрыватели воспроизводили ещё и CD-DA и «mp3-диски», еба!
  • Антология игр. Сборник игр, распространяемых на CD, как «1 игра на 1 или 2 дисках», а также разнообразных модов, дополнений, патчей и т. д., объединённых одной тематикой. Например, «Антология S.T.A.L.K.E.R.», «Антология Star Wars», «Антология NHL», «Антология GTA», и так далее.
  • «MP3 на DVD». То же самое, что mp3-диск, только на этот раз не сто песен, а гораздо больше.
  • «DivX на DVD». То же самое, что DivX на CD, только не 1 фильм на диске, а несколько. В отличие от пиратских сборок фильмов на DVD, DivX, ИМХО, обеспечивал более высокое качество, а записать можно было всё те же 4 фильма на каждую из 2-х сторон, в общей сложности получив всё те же 8 фильмов. Воспроизводился некоторыми бытовыми DVD-проигрывателями.

[править] Записываемые и перезаписываемые диски

У DVD зоопарк «болванок» гораздо шире, чем у CD с его двумя с половиной форматами. Взять хотя бы то, что DVD бывают одно и двухслойными, одно и двухсторонними…
  • DVD-R. Ёмкость обычной «болванки» DVD-R составляет 4,7 Гигов. Большая ёмкость DVD диска по сравнению с CD обеспечивается меньшим размером «ямок» (питов), выжигаемых лазером и меньшим наклоном канавок, направляющих лазер и закрученных по спирали. Соответственно чем меньше размер «ямок» (питов) и шаг дорожки, тем больше данных можно записать на ту же площадь диска. Для того, чтобы была возможность прожигать более маленькие ямки используется лазер другого цвета в сочетании с высокой числовой апертурой объектива. Длина волны лазера меньше используемых в CD, что соответствует красному цвету лазера. Из-за этого в DVD-R и DVD+R используют другой, в сравнении с CD-R, материал записывающего слоя, чтобы поглощать волны нужной длины. Диски DVD-R состоят из двух склеенных акриловых дисков. Один из них содержит направляющую лазер канавку и покрыт специальной записывающей краской и серебряным сплавом или золотым отражателем. Вторая часть (в одностороннем диске) — негофрированная болванка. Вторая часть содержит слой от царапин, так что структура «бутерброда» помогает защитить данные. Двусторонние диски имеют две рифлёных, записываемых стороны и требуют от пользователя переворачивания диска для доступа к другой стороне.
  • DVD+R. формат, получивший название DVD+R и DVD+RW, имел другой материал отражающего слоя и специальную разметку, облегчающую позиционирование головки (LPP, Land pre-pits — предзаписанные питы между дорожками, содержащие данные адресации и другую служебную информацию, эти данные позволяют приводу DVD записывать информацию в желаемые места на диске) — основное отличие подобных «плюсовых» дисков от «минусовых», а также чуть меньшую ёмкость вмещаемой информации. Но сделано было это не для улучшения характеристик, а чтобы производителям не платить за патентованную технологию, ибо лицензия на производство «минусовых» стоила совершенно конских денег. Уже когда популярность DVD пошла на спад, сроки действия патентов закончились, цены сравнялись и про отличия «плюсовых» дисков от «минусовых» постепенно забыли.
  • -DL. Двухслойные DVD, они же DVD9. Объём увеличен до 8.54 ГБ, следовательно при записи фильмов, растёт качество видео при той же длительности или длительность при том же качестве, проще говоря, на 1 двухслойный DVD-диск в режиме SP можно записать уже не 2 часа, а 4 часа.
  • -DS. Двухсторонние DVD. Бывают как однослойные, так и двухслойные.
  • +RW/-RW. Как и CD-RW — перезаписываемые диски со всеми вытекающими. Диск можно хитроотформатировать, после чего не дописывать на него мультисессию, а «скидывать» на него файлы, как на дискетку или флешку. Правда, стереть можно только диск целиком.
  • DVD-RAM. Йоба-формат. Для перезаписи используется технология изменения фазы, благодаря которой данные на DVD-RAM могут быть перезаписаны 100000 раз, в отличие от DVD-RW и DVD+RW, допускающих лишь 1000 перезаписей. Изначально DVD-RAM диски выпускались только в защитных картриджах, однако, немного позже на рынке появились DVD-рекордеры, способные работать с дисками без картриджей, а также приводы, вообще не поддерживающие диски с картриджами.

[править] BD

Blu-ray Disc aka zOMG TEH BLU-REI. Использующий новый тип лазера формат оптического диска, используемый для записи цифровых данных, включая видео высокой чёткости. Первый прототип нового носителя был представлен ещё в октябре 2000 года. Современный вариант был представлен в январе 2006 года. Коммерческий запуск формата Blu-ray прошёл весной 2006 года. В технологии Blu-ray для чтения и записи используется синий лазер (405 нанометров, почти фиолетовый), вместо шестисот-с-чем-то.

Первые диски (для защиты от царапин) выпускались в картриджах: мимоцарапины, которые почти не страшны обычному CD, и заставляющие протереть DVD, грозили превратить Влю-Рей в бре-- в декоративную блестяшку. Решение проблемы появилось в январе 2004 года с появлением нового полимерного покрытия, которое дало дискам более качественную защиту от царапин и пыли. Оно позволяет очищать BD при помощи бумажных салфеток, которые могут нанести повреждения CD и DVD.

Объём дисков BluRay может быть 25, 50 и 100(!) гигабайт. Достоинством диска является ВНЕЗАПНО пиратоустойчивость: ибо будет очень муторно записывать игру с 1 BD на 11 или 22 дивидюка. Поэтому (ирония!) мыльное кинцо планировалось выпускать на Blu-Ray, чтобы у игры были качественные несжатые текстурки.

Недолгую конкуренцию Реечке, на правах «формата оранж-Аска, всем доступного, но ни у кого не работающего», составлял почивший в бозе формат HD-DVD. В быту этот формат не прижился и сошёл с дистанции из-за чрезмерной фиксации на идеи высококачественного кинца 1 штука/диск: в то время и приводы, и диски были слишком дороги, и поначалу пользователи обходились копеечными DVD-болванками, а потом случился Android, лавинообразный рост емкости флешек, пошла мода на мобильные развлечения и появились SSD, с которыми диски конкурировать уже не смогли ни по скорости, ни по удобству использования. Кроме того, доступный широкополосный интернет и терабайтные винчестеры по 300$ наконец-то позволили качать из интернетов большие объемы данных в десятки гигабайт. Кстати, если загуглить / посмотреть на eBay этот несчастный HD DVD, то поиск будет предлагать прорвы блюрейного HD-кинца.

  • Видеодиски Ранние Блюрей-диски с видео использовали кодек MPEG-2 (как SVCD и DVD). На данный момент в спецификацию формата видео для Блюрей включена поддержка трёх кодеков: MPEG-2, MPEG-4 H.264/AVC и VC-1. При использовании первого кодека на один слой (25 Гб) возможно записать около двух часов видео высокой чёткости, другие два более современных кодека позволяют записывать до четырёх часов видео на один слой. Для звука BD-ROM поддерживает несжатый PCM, Dolby Digital, Dolby Digital Plus, DTS, Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio и Dolby Lossless.
  • Диски с данными и перезаписываемые Файловая система — UDF 2.50 или 2.60. Диски бывают однослойными, двухслойными (BD DL) ёмкостью 50 Гб и трёхслойными (BDXL) ёмкостью 100 Гб.

Вином блю-реев являлось то, что их бесплатно пихали в 3ью плойку (то есть, реально дешевле себестоимости, надеясь отбиться на играх), но при этом, ПРИ ЭТОМ, эта же самая Плойка легко переделывалась в полноценный Linux-компьютер.